Выездная налоговая проверка за какой период

Содержание

Выездная налоговая проверка: какие могут быть последствия и как обезопасить свой бизнес

Выездная налоговая проверка за какой период

У любой налоговой проверки две основные цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты. И, в случае с неуплатой, доначислить эту разницу. Налоговым органом проводится два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию.

По сути, это сверка отраженных в декларации налогоплательщика данных, с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются – здесь у налоговиков больше ресурсов.

В чем особенности выездной проверки, что проверяют и на что рассчитывать по итогам читайте в статье.

Процедура выездной налоговой проверки

Упрощенно проведение выездной проверки выглядит так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, предъявляют результаты его владельцу.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение принимает и подписывает руководитель (либо заместитель руководителя) территориального налогового органа. Оно содержит полное или сокращенное название проверяемого налогоплательщика, детали самой проверки (что проверяют и сроки), а также ФИО проверяющих сотрудников ФНС. Налоговые инспекторы обязаны предъявить подписанное решение предпринимателю в начале процедуры.

Когда руководитель под роспись ознакомится с решением, будет определено фактическое время ее проведения. Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности.

Но если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места: фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца или проверяется ИП без офиса, то налоговую проверку проводят в отдельно снятом предпринимателем офисе по соседству либо в налоговой инспекции.

Налогоплательщику потребуется обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы ФНС, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик – крупная фирма, то в проверке участвует большее число налоговых специалистов.

Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то при выездной проверке налоговики прибегают к различным процедурам:

– инвентаризация – проверка данных в документах налогоплательщика;

– осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;

– запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;

– выемка документов, чтобы подтвердить нарушения налогового законодательства;

– экспертиза – применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

Что проверяют при выездной проверке

Выездная налоговая проверка не означает, что будут проверять полностью. Конечно, не исключен и такой вариант, но обычно к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки. От него зависит, что будут проверять:

– в ходе сплошной налоговой проверки запрашиваются и проверяются все документы организации за отчетный период;

– при выборочной – проверяется часть документации по некоторым отчетным периодам;

– при комплексной – проверяется деятельность организации по всем налогам;

– при тематической – по отдельным видам налогов;

– контрольные – вышестоящий налоговый орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;

– встречные – запрос информации налоговой о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента.

Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные из них:

– КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);

– книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);

– банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);

– кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);

– авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;

– кадровые и зарплатные документы;

– оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры;

– прочие документы, зависящие от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.

Срок выездной налоговой проверки

На проверку у сотрудников налоговой 2 месяца. Отсчет начинается с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев.

Это может потребоваться в ряде случаев: когда необходима дополнительная проверка (если это выяснилось в ходе проверки); если налогоплательщиком не представлены необходимые документы; форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.).

Кроме того, проверку могут временно приостановить для проведения экспертиз, получения информации от иностранных госорганов или перевода на русский язык иностранных документов. Максимально этот период может составить до 6 месяцев.

Окончание проверки и действия предпринимателя

По окончании проведения выездной налоговой проверки инспекторами готовится акт ее проведения. На составление этого документа отводится не более 2 месяцев. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах.

Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки. Изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д. Ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендаций по их устранению и сроками.

В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги и возможные пени и штрафы.

Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

– порядком постановки на налоговый учет;

– опозданием предоставления сведений о расчетном счете;

– уклонением от подачи налоговой декларации;

– неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;

– частичной или полной неуплатой налогов и сборов;

– неуплатой налогов;

– уклонение от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);

– нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт (с отметкой об отказе) направят по почте (заказным письмом) по месту нахождения налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик его точно получит.

Готовим возражения на акты налоговых проверок

Акт проведения выездной налоговой проверки получен, но некоторые выводы налоговиков вызывают несогласие. Если так, то у руководителя компании есть месяц на подачу возражений в письменном виде в инспекцию. Использовать эту возможность обязательно нужно, когда на руках есть реальные аргументы и доказательства – это позволит сэкономить.

Как узнать о готовящейся проверке и оценить налоговые риски

Выездную налоговую проверку, если ее назначили, не избежать. Как правило, заканчивается она серьезными суммами доначислений, но вот заранее узнать о ней не получится. Поэтому стоит заранее заняться профилактикой.

Для этого можно провести внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки.

Этот метод позволит более точно определить возможный сценарий реальной налоговой проверки, понять руководителю все риски организации и подготовить сотрудников к общению с налоговыми специалистами.

И, если не избежать выездных налоговых проверок, то быть подготовленными к ним.

В качестве альтернативы можно регулярно проводить внутренний налоговый и бухгалтерский аудиты. Собственные сотрудники будут проверять всю документацию на предмет ошибок и самостоятельно устранять их.

Основания для проверки

В завершении статьи, приведем список критериев, которым руководствуется налоговая при выборе объектов проверки. Они отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Список в определенной мере позволит руководителям компаний самостоятельно оценивать риски попасть под проверку налоговой.

Итак, под выездную налоговую проверку попадут предприниматели, если:

– налоговая нагрузка налогоплательщика и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;

– налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;

– неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

– если расходы составляют более 83% доходов;

– рост расходов организаций на ОСНО опережает рост доходов от реализации продукции;

– вычет по НДС выше 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;

– налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;

– наличие экономически необоснованных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;

– частое изменение юридического адреса;

– рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности;

– ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (партнерство с недобросовестными контрагентами).

Больше материалов о бухгалтерском и налоговом учете вы можете посмотреть в блоге Фингуру: https://fingu.ru/blog/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b640a631813f400a9365d1a/vyezdnaia-nalogovaia-proverka-kakie-mogut-byt-posledstviia-i-kak-obezopasit-svoi-biznes-5b7195155e6f9100a9900d96

За какой период налоговая может провести проверку

Выездная налоговая проверка за какой период

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

О том, сколько раз может проводиться ВНП в отношении компании смотрите так же видео налогового адвоката Тылика П.Ю. «Миф о том, что выездная налоговая проверка проводится раз в три года»

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений — применить санкции.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

  1. Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
  2. Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
  3. Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.

Общие положения о налоговых проверках

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

  1. Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
  2. Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
  3. Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
  4. Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/za-kakoj-period-nalogovaya-mozhet-provesti-proverku/

Выездная налоговая проверка: когда ждать, к чему готовиться — Татцентр.ру

Выездная налоговая проверка за какой период

«Если выездная пришла, ₽3 млн минимум она доначислит», — констатирует Альбина Губайдуллина. Аккредитованный судебно-бухгалтерский эксперт объяснила, как подготовиться к выездной налоговой проверке, какие источники мониторят инспекторы, чтобы узнать о вашем бизнесе все, и что служит явным сигналом надвигающегося визита.

По данным ФНС России, бюджет на 76% состоит из налогов, при этом рост экономики за последние пять лет составил 2,4%, а налоговые поступления — более 38%. Такой существенный прирост образовывается в основном за счет выездных налоговых проверок.

Чтобы избежать проверки, предпринимателям важно знать, какие источники информации используют фискальные органы. Сейчас налоговая отслеживает разноплановую информацию о бизнесе, инспекторы анализируют буквально все, в том числе:

действия, совершенные с имуществом;

всю информацию о бракоразводных процессах, т.к. совершается много операций по дроблению бизнеса с использованием брачных контрактов, фиктивных бракоразводных процессов;

объявления на HeadHunter.

На решение о проверке может повлиять, например, соотнесение размещенных компанией вакансий и размера зарплаты в них с информацией из официальных справок 2-НДФЛ, с целью выявления потребности в наличных денежных средствах компании.

Важно помнить, что проверяется и информация партнеров компании, она может показать, есть ли и какие у объекта проверки источники получения наличных ресурсов. Это могут быть и фирмы-однодневки, и партнеры — индивидуальные предприниматели, которые оказывают маркетинговые услуги, ведут бухобслуживание и пр.

В результате анализа всей этой информации налоговая инспекция делает заключение о необходимости проведения выездной проверки.

Инспектор заинтересован взыскать не менее ₽3 млн

Если раньше мотивация налогового сотрудника была привязана к сумме доначисления, то есть задача была прийти на предприятие, доначислить и уйти, то теперь инспектор заинтересован взыскать.

В суды вместе с налоговым юристом теперь приходит непосредственно инспектор.

Знаком того, что к вам скоро придут с выездной проверкой, являются не только запросы вне рамок налоговой проверки, но и, по большей части, запросы относительно дебиторской и кредиторской задолженности, имущества компании и учредителей.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. На этапе предпроверки анализируется имущественное положение компании, ее учредителей, руководителей, членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей.

Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Общая тенденция такова: количество проверок сокращается, а сумма взысканий существенно увеличивается. Выездные налоговые проверки с планируемой суммой доначисления более 15 млн руб. теперь проходят вместе с органами ОБЭП.

В соответствии с официальной статистикой ФНС, средняя сумма доначисления по результатам налоговой проверки составляет 23 100 руб., а пороговой суммой инициирования налоговой проверки является 3 млн рублей.

Если к вам пришли и доначислили меньше 3 млн рублей, в отношении инспектора начинается служебное расследование: почему налоговая служба затратила свои ресурсы, пришла с проверкой, а доначисление оказалось незначительным. Так что, если выездная пришла, 3 млн минимум она у вас заберет, а в идеале для проверяющих — 5 млн рублей.

Договор — главный козырь налогового планирования бизнеса

Налоговая служба контролирует значительный пласт информации, но это не должно тормозить налоговое планирование. Структура бизнеса фискальному ведомству видна, однако договоры, регулирующие взаимодействие ООО, ИП в структуре вашего бизнеса, налоговая не увидит, не сделав специального запроса.

Именно договоры и являются ключевым инструментом, как налогового планирования, так и существенных рисков. Каждый договор должен проходить не только процедуру согласования с юристами, но и с финансовым директором, главным бухгалтером в целях минимизации налоговых последствий.

Изменилась и процедура проведения выездной налоговой проверки. Если раньше инспекторы приезжали в организацию, сидели и проверяли на месте, то теперь, как правило, проверка состоит в отправке требований и получении ответа, а также опросе сотрудников, причем как работающих, так и уволенных.

Сотрудники могут дать проверяющим очень много ценной информации о компании. Скажем, сотрудник опишет, как работал над определенным проектом, а по документам его выполняла фирма-подрядчик, операции с которой носили исключительно формальный характер.

Налоговая взяла под контроль манипулирование ценами

В рейтинге популярности дел о налоговых нарушениях 89% составляют фирмы-однодневки. Топ-3 выглядит так:

Случаи дробления бизнеса. Раньше в актах проверок преобладали подчерковедческие экспертизы, свидетельствовавшие, что документ подписало не уполномоченное лицо. А сегодня акты налоговых проверок пестрят IP и MAC-адресами. В отчете о проверке может быть прописано, что отчетность отправлена с одного IP и MAC-адреса, значит, это аффилированные предприятия.

Офшоры. Все операции, связанные с иностранным движением капитала, находятся под особым контролем.

Обратите внимание и еще на один рисковый момент: манипулирование ценами внутри группы компаний и между аффилированными лицами.

Организация берет в лизинг автомобиль представительского класса за 5-6 млн рублей. Через три года машину выкупают, в договоре указана выкупная стоимость, скажем, 10 тыс. рублей. Объект самортизировался полностью методом ускоренной амортизации, и принимается решение продать его собственнику за 20 тыс.

рублей.

Налоговая приходит и доначисляет налог на прибыль и НДС с рыночной цены. К примеру, сегодня автомобиль стоит на рынке уже не 6, а 3 млн рублей, соответственно, предприниматель должен доплатить НДС и налог на прибыль с 2,980 млн рублей, потому что операция совершена между аффилированными лицами.

Налоговики получили возможность контролировать уровень рыночности цен в рамках выездных проверок, если у них есть подозрения, что это повлияло на налоговую базу.

Защитить предпринимателя в такой ситуации может оценка эксперта, но она должна быть примерно в той же ценовой категории, потому что автомобиль за 10 тыс. рублей явно вызовет сомнения. При этом налоговая может провести свою экспертизу, потом вы встретитесь в суде, и суд назначит третьего независимого эксперта. К этому надо быть готовым, а отчет оценщика должен быть обоснованным.

Дробление бизнеса необходимо обосновать

Руководство компании не должно совершать действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. К таким действиям относятся фирмы-однодневки, а также дробление бизнеса.

Дроблением считается даже то, что у предпринимателя одно предприятие работает с НДС, а другое без НДС. Собственник может объяснить такую ситуацию своим правом выбора налогового режима. Но если инспекция не увидит в этом никаких предпринимательских целей, а только стремление получить налоговую выгоду, то владельца обяжут доплатить, т.к. бюджет пострадал от его действий.

Деление предприятий на работающие с НДС и по упрощенке должно иметь под собой обоснование. В качестве аргументов можно использовать разную мотивацию сотрудников, различные взаимоотношения с клиентами и т. д.

Если вы докажете налоговому инспектору свои цели, предпринимательскую мотивацию, сможете обосновать свою позицию. В противном случае ситуацию признают дроблением со всеми вытекающими последствиями.

Альбина Губайдуллина,
доцент, лектор программ MBA, DBA,
аккредитованный судебно-бухгалтерский эксперт
аудиторская фирма «Палладиум»

Записала Нина Максимова

Источник: https://tatcenter.ru/rubrics/razbor/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-kogda-zhdat-k-chemu-gotovitsya/

За какой период может быть проведена налоговая проверка – НалогОбзор.Инфо

Выездная налоговая проверка за какой период

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

Выездная налоговая проверка за какой период

Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками.

Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации).

Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.

Основания для выездной налоговой проверки

Такие проверки уже давно носят исключительно плановый характер. Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Перечислим основные критерии.

Налоговая нагрузка. В «красную» зону попадают те, у кого она меньше среднеотраслевого показателя. Значения этого критерия ежегодно публикуются на сайте ФНС. Подробнее см. «Налоговая нагрузка: как ее рассчитать, чтобы сверить со средним показателем по отрасли» и «Какая налоговая нагрузка не вызовет подозрений: обновлены показатели для назначения проверок».

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Доля вычетов по НДС. Здесь применяется следующий критерий отбора претендентов на проверку: сумма вычетов составляет 89 и более процентов от начисленного за 12 месяцев НДС.

Среднемесячная зарплата на одного работника. В зоне риска находятся налогоплательщики, у которых этот показатель ниже, чем в целом по отрасли в регионе. Данные о среднем уровне зарплаты по видам деятельности должны публиковаться на сайтах территориальных органов Росстата и УФНС по субъектам РФ.

Рентабельность деятельности. С проверкой могут прийти к тем, у кого она на 10 и более процентов меньше среднеотраслевого показателя. Данные для сравнения можно найти на сайте ФНС.

Соотношение расходов и доходов. В план проверок попадут налогоплательщики, у которых рост расходов опережает рост доходов. Также подозрение вызывают ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, либо доходы падают, а расходы растут.

Убыточность деятельности. Внимание проверяющих привлекут организации, которые показывают убыток на протяжении двух и более календарных лет. 

Ведение деятельности через цепочку контрагентов. В этом случае контролеры оценят, была ли разумная экономическая или иная причина для привлечения посредников.

Ведение деятельности с высоким налоговым риском.  В частности, рискованным является привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и т.д.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки, банкротство и наличие дисквалифицированных лиц

Также см. «Как проверить контрагента на благонадежность по ИНН или ОГРН либо на сайте налоговой» и «Как проверить, находится ли потенциальный контрагент по юридическому адресу».

 Непредставление в ИФНС пояснений или документов. Речь, в частности, идет об отказе представить документы по запросам, которые были направлены в рамках «камералки».

Также см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать» и «ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование».

Получайте требования из ИФНС, отправляйте запрошенные документы и сдавайте отчетность по защищенным каналам связи

«Миграция» между налоговыми инспекциями. В зону риска попадают организации, которые с момента создания два и более раза меняли юридический адрес с одновременной сменой ИФНС.

Приближение спецрежимника к предельным показателям.

 Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, могут попасть в план проверок, если два и более раза за год приближались к предельным показателям (выручка, стоимость ОС, количество работников и т.д.

), которые дают право на льготный порядок налогообложения. Для этих целей «приближением» считается разница между фактическим и предельным значением параметра менее 5%.

Сумма профессионального вычета. Предприниматели на ОСНО могут стать кандидатами для выездной проверки, если сумма профессионального налогового вычета по декларации составит более 83% от суммы дохода.

Сроки проведения выездных налоговых проверок

По общему правилу, выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Например, проверка, начатая 6 октября, должна закончиться 6 декабря. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.

Связано это с тем, что срок проверки можно приостановить или продлить.

И если продление проверки явление не такое частое, так как требует вмешательства вышестоящих инстанций, то приостановкой ревизий ИФНС пользуется весьма активно.

Как правило, решение о приостановке оформляется при запросе документов у контрагентов, в том числе банков, в рамках «встречных» проверок (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Узнать, сколько налогов заплатил контрагент и проверить его финансовое состояние можно в сервисе «Контур.Фокус» Подключиться к сервису

Выездная проверка может быть «заморожена» на полгода, или даже на 9 месяцев (в случае запроса документов за рубежом).

При этом надо помнить, что каждая приостановка и возобновление требуют оформления отдельного решения начальника ИФНС или его заместителя.

Во время приостановки ВНП инспекторы не могут проводить контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, а также направлять ему новые требования о представлении документов (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

Далее инспекторы, указанные в решении, приступают непосредственно к контрольным мероприятиям. А именно: направляют требования о представлении документов; проводят выемки, осмотры, экспертизы, допросы и совершают прочие необходимые действия.

В последний день ВНП составляется справка. В ней указываются предмет проверки и ее сроки. Справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Как проходит выездная налоговая проверка

По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.

Бесплатно получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2020/11/16125

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.