Вынесение решения по камеральной проверке

Содержание

������� �� ����������� ������������ ���������� ��������� ��������

Вынесение решения по камеральной проверке

����� ������� ��������� ��������� ������� ������� � ����������� � ��������������� �����������-����������������� �� ����������� ������������ ���������� ��������� ��������? � ����� ���� ��������� �������? ����� ��� �������� � ����? ����� ������� �������������� ����������� ������������������ ������� �������?

��� ��������� ��������

�������� �. 1 ��. 100 �� �� �� ����������� �������� ��������� �������� (���) � ������� ���� ������� �� ��� ����������� ������� � ����������� ��� ��������������� ������������ ������ ��������� ������� ������ ���� ��������� � ������������� ����� ��� ��������� ��������.

���� ��������� ���������� ���������������� �������� � ���� ����������� ��������� �������� (���), ��� ������������ � ������� 10 ���� ����� �� ���������.

����������. � ���� �. 5 ��. 100 �� �� ��� ��������� �������� � ������� ���� ���� � ���� ��� ����������� ������ ���� ������ ����, � ��������� �������� ����������� ��������.

�������� �. 6 ��.

100 �� �� ���������������� � ������ ���������� � �������, ����������� � ���� ��������� ��������, � ����� � �������� � ������������� ����������� � ������� ������ ������ �� ��� ��������� ���� ��������� �������� ������ ����������� � ��������� ����� ���������� ���������� �� ���� � ����� ��� �� ��� ��������� ����������. �������� �. 2 ��. 6.1 �� �� ���� ���� ������� �� ���, ���������� �� ���, ����� ������� ���.

� ������������ � �. 1 ��.

101 �� �� ��� ��������� ��������, ������ ��������� ��������� ��������, � ���� ������� ���� �������� ��������� ���������������� � ������� � ������, � ����� �������������� ����������� ����� (��� ��������������) ���������� ���������� ������ ���� ����������� ������������� (������������ ������������) ���������� ������, ������������ ��������� ��������. �� ����������� �� ������������ ������������� (������������ ������������) ���������� ������ � ������� 10 ���� �� ��� ��������� �����, ���������� � �. 6 ��. 100 �� ��, ����������� ���� �� �������, ��������������� �. 7 ��. 101 �� ��, ��� ������� � ���������� �������������� ����������� ���������� ��������.

�������� ��������! ���� ������������ ���������� ��������� �������� � ��������� ���������������� ������� ����� ���� �������, �� �� ����� ��� �� ���� �����.

�������������� ����������� ���������� ��������

�������������� ����������� ���������� ��������, � ������������ � �. 6 ��. 101 �� ��, ����������� � ������ ������������� ��������� �������������� ������������� � ����� ������������� ����� ���������� ��������� ���������������� � ������� � ������ ��� ���������� �������.

��� ���� ��������� ����������� ����� ����������� ������ ��� �������� ��� ������������� ���������. ������ ����� ������� �� �������� ������� �� ��, ���������� � ������������� �� 14.07.2005 N 9-�.

� ��� ��������, ��� ����� �������������� ����������� ���������� �������� �������� ��������� �������������, ��������� � ������������� ���������� ����������������.

����������. ���� ���������� ����������� ��������������� �������� �� ����� ��������� ���� ����� (��� ������ – ��� �������� ���, ����������� �����������, ��������� �� ����� � ��������� ������ � ������������ � �. 4.6 ��. 83 �� ��).

�������� �. 6.1 ��.

101 �� �� �� ����������� ���������� �������������� ����������� ���������� �������� ������������ ���������� � ����, ������� ������������� ������������ ������ ���������� ������, ������������ ��� �����������, �� ������� 15 ���� �� ��� �� ���������.

����� � ������� ���� ���� ���������� � ���� � ����������� ����������, ���������� � ���������� �������������� �����������, ������ ���� ������� ����������������� ��� �������� ��� �������� ���� ��������, �������������� ���� ��� ���������.

�������� �. 6.2 ��. 101 �� �� � ������� 15 ������� ���� �� ��� ��������� ���������� � ���� ��������� �������� ���������������� ����� ����������� ���������� ���������� � ���������, �������������� �������������� ����� ����������.

������������ ������������ ���� � �����������

��������� ��������

�������� �. 2 ��. 101 �� �� ����, � ��������� �������� ����������� ��������� ��������, ������ ���� �������� � ������� � ����� ������������ �� ����������.

������������ ������� ����������� �������� ����� ����������������� �� ������� � �������� ������������ ���������� � ������������� ��������������� ��������� �� ������, ���������� � ���� ��������, ��� � ���� �. 14 ��.

101 �� �� �������� ���������� ���������� ��� ������ ����������� ������� ����������� ��������� ������� ��� ����� �� ����������� ����������.

����� ����, ��������� ����� ������ ���������� ������������ ���� ����������� ������������ � ����������� ��������� �������� � �������������� ����������� ���������� ��������.

������������ � ����������� (���������� ������, ������������ �������, ������ �����) �������������� �� ���������� ���������� ������ �� ������� ���� ���� �� ��� ������ ����� ����� ���������������� ���������.

������� ������������ ����������� ����������, ������������ � ������������ �� ��. 99 �� ��.

� ��������. �������� �. 2 ��.

101 �� �� ������ ����, � ��������� �������� ����������� ��������� �������� (��� �������������), ����������� ���������� ������� � ������� � ����� ������������ ���������� ��������� ��������, �� �������� ������������ ��� ������������ ���������� ��������� ��������, �� ����������� ��� �������, ����� ������� ����� ���� ����� �������� ������������� (������������ ������������) ���������� ������ ������������ ��� ������������ ���� ����������.

������������ ���������� ��������� ��������

� ������������ � �. 3 ��. 101 �� �� ����� ������������� ���������� ��������� �������� �� �������� ������������ (����������� ������������) ���������� ������ ������:

– ��������, ��� ������������� ���� � ��������� ����� ��������� �������� �������� ������������;

– ���������� ���� ���� ���, ������������ ��� ������� � ������������. � ������ �� ������ ������������ (����������� ������������) ���������� ������ ��������, �������� �� ��������� ������������ �� ���� � ������������� �������, � ��������� ������� � ������������ ���������� ��������� �������� � ���������� ��������� ��� ���� �� ��������� ������������;

– ��������� ���������� ������������� ������������ ����, ���� ����� ������������� ��������� � �������� ������������ ���������� ��������;

– ���������� �����, ����������� � ��������� ������������, �� ����� � �����������;

– ������� ������� �� ��������� ������������ ���������� ��������� �������� � ������ ������ ����, ������� �������� ���������� ��� ������������.

�������� �. 4 ��.

101 �� �� ��� ������������ ���������� ��������� �������� ����� ���� ������� ��� ��������� ��������, � ��� ������������� – ���� ��������� ����������� ���������� ��������, � ����� ���������� ���������� ����, � ��������� �������� ����������� ��������. ���������� ���������� ���������� �� ������ ��� ���� (��� �������������) ����� ������ ���� ���������� �� ������ ������������ ���������� ��������� ��������.

��� ������������ ���������� �������� ����������� �������������� �� ������������ ���������� ��������� �������� �������������� (���������, ����� ������������� � ������������ ����, ���������, �������������� � ��������� ������ ��� ���������� ��� ��� ���, ���� ���������, ��������� � ���������� ������). � ���� ������������ ���������� ��������� �������� ����� ���� ������� ������� � ����������� (� ������ �������������) � ������� � ���� ������������ ���������, ��������, �����������. ������� ������������ ���������� �������� ����������� ����������.

� ���� �. 5 ��. 101 �� �� � ���� ������������ ���������� ��������� �������� ������������ (����������� ������������) ���������� ������ �������������:

– ��������� �� ����������� ���� ��������� ���������� ����������������;

– �������� �� ���������� ��������� ������ ���������� ��������������;

– ������� �� ��������� ��� ����������� ���� � ��������������� �� ���������� ���������� ��������������;

– ������� �� ��������������, ����������� ���� ���� � ���������� ���������� ��������������, ���� ��������������, ���������� ��� ���������� ��������������� �� ���������� ���������� ��������������.

�������� �. 7, 9 ��. 101 �� �� �� ����������� ������������ ���� ���������� �������� ������������ ���������� ������ (��� �����������) ���������:

– ���� ������� � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� ��������������;

– ���� ������� �� ������ � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� ��������������.

����������. ������� ������ ���� ������� ����������������� � ������� ���� ������� ���� �� ��� ��� ���������.

�������� �. 8 ��.

101 �� �� � ������� � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� �������������� ���������� �������������� ������������ ������������ � ��������������� ����� ���������� �������������� ���, ��� ��� ����������� � ���� ����������� ��������, �� ������� �� ��������� � ���� ��������, �������������� ��������� ��������������, ������, ���������� �����, � ��������� �������� ����������� ��������, � ���� ������, � ���������� �������� ���� �������, ������� � ����������� ����������������� � ��������� ��������������� �� ���������� ��������� �������������� � ���������� ������ �� ��, ����������������� ������ ��������������, � ����������� ���� ���������������. � ������� � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� �������������� ������������ ������ ���������� �������� � ��������������� �����, � ����� ���������� ������ �����.

�� ������ �������, �������������� �. 9 ��. 101 �� ��, ������� � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� �������������� �������� � ���� �� ��������� ������ ������ �� ��� �������� ����, � ��������� �������� ���� �������� ��������������� ������� (��� �������������).

����������� ������� ��������� ���������

� ���� �. 1 ��. 138 �� �� ���������������� ����� ���������� ������� ��������� ��������� � ����������� ��������� ������.

������������� ������ �� ������� � ����������� � ��������������� �� ���������� ���������� ��������������, � ������������ � �. 2 ��. 139.1 �� ��, ����� ���� ������ �� ��� ���������� � ���� ����������� �������.

� ������ ������ ������������� ������ �� ������� ���������� ������ ��������� ������� �������� � ���� � �������, ��������������� ��. 101.2 �� ��:

– � �����, �� ���������� ����������� ��������� �������, � � �������������� ����� ������� ������������ ���������� ������ �������� � ���� �� ��� �������� ������� �� ������������� ������ (�. 1);

– � ������ ������ ������� ������������ ���������� ������ � �������� ����������� ��������� ������� ������ ������� ����� ������� �������� � ���� �� ��� ��� �������� (�. 2);

– � ������ ���������� ������������� ������ ��� ������������ ������� ������������ ���������� ������ �������� � ���� �� ��� �������� ����������� ��������� ������� ������� �� ���������� ������������� ������ ��� ������������, �� �� ����� ��������� ����� ������ ������������� ������ (�. 3).

�.�. �������

������� �������

“����� �� �������:

���� ������� � ��������”

��������� � ������

06.05.2020

14 ������� 2020

Источник: https://www.delta-i.ru/print/articles/rukovoditelyu/reshenie-po-rezultatam-rassmotreniya-materialov-nalogovoy-proverki/

Нарушение процессуальных сроков налоговым органом: последствия, возможности | «Правовест Аудит»

Вынесение решения по камеральной проверке

В нашей юридической практике довольно часто встречаются ситуации, когда налоговые органы не соблюдают сроки на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней.

Рассмотрим, есть ли у налогоплательщика в этом случае шансы оспорить решение по результатам проверки в суде и когда затягивание «проверочного процесса» может быть в дальнейшем использовано налогоплательщиком в его пользу.

Для начала напомним, в какие сроки налоговый орган обязан провести все необходимые действия в рамках налоговой проверки, на этапе рассмотрения материалов указанной проверки и принятия решения по ней, а также на этапе вступления в силу такого решения Нормы части первой НК РФ предусматривают, в частности, следующие процедурные сроки:

При этом на основании нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Налоговое законодательство к подобным существенным нарушениям по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ относит следующие ситуации:

  • когда налогоплательщику не была обеспечена возможность участия в рассмотрении материалов налоговой проверки,
  • когда налогоплательщику не обеспечена возможность для представления объяснений, то есть для представления своих письменных (устных) возражений на изложенные в акте проверки налоговые претензии,
  • иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только подобные нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения по итогам налоговой проверки.

Следует отметить, что в настоящее время повсеместно распространены ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения тех или иных приведенных выше процедурных сроков.

Однако арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствия, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.

В частности, иллюстрацией данного суждения может служить одно из дел, рассмотренных не так давно в московском округе.

Постановление АС Московского округа от 23.05.2019 по делу №А40-222695/2018

Фабула дела

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействие налогового органа, которое выразилось в нарушении срока вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки, а также обязать налоговый орган вынести такое решение.

При рассмотрении данного дела Обществом были заявлены доводы о нарушении налоговым органом процессуальных сроков проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, о нарушении сроков вынесения самого решения по итогам проведенной выездной налоговой проверки.

Однако арбитражные суды трех инстанций посчитали позицию Общества неправомерной и встали на сторону налогового органа, обратив внимание на следующее:

  • срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее итогам не является пресекательным, а истечение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию;
  • ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, арбитражные суды отметили, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ (нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки);
  • в рассматриваемом деле налоговым органом были соблюдены нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщику было предоставлено как право ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, так и право на представление своих возражений до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.

Также суды трех инстанций в рассматриваемом деле отметили, что несоблюдение налоговым органом сроков вынесения итогового решения было связано с проведением мероприятий налогового контроля с целью объективного и правильного установления всех обстоятельств касательно вопроса наличия нарушений либо отсутствие таковых в деятельности налогоплательщика за проверяемый период.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-narushila-processualnye-sroki-chto-delat/

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в свете положений ст. 101 НК РФ

Вынесение решения по камеральной проверке
Thongchai Tokvamroo / Pixabay

Правила вынесения решения по результатам проверки устанавливаются ст. 101 НК РФ. В своей сущности такая проверка является ревизией, проводящейся по месту нахождения базы налогоплательщика. По результатам её проведения формируется акт, а в случае наличия у проверяемого лица возражений, то они прикладываются к нему.

Различные обстоятельства, подтверждающие версию сотрудников налоговой службы, так же документируются и добавляются ко всей итоговой документации. В результате образуется пакет документов, который передаётся на рассмотрение руководителя отделения налоговой службы.

Что представляет собой проверка данного типа?

Налоговая проверка — это комплекс мероприятий, направленный на выявление возможных нарушений субъекта экономической деятельности. Такие проверки могут иметь различные критерии для своего деления на виды, но важнейшими из них остаются выделение камеральных и выездных проверок.

В обоих случаев работа инспекторов налоговой завершается составлением акта, в котором перечисляются все нарушения. При этом сотрудники, которые проверку проводили, не выносят никаких решений сразу и сами. Это происходит на основе легитимной процедуры, а в итоге появляется определённое решение комиссии.

Плательщик налогов, который проверялся инспекторами, получит письменное уведомление и копию акта. В его распоряжении будет 10 дней для того, чтобы подготовиться к тому, чтобы устно выступать перед комиссией или обращаться к ней с письменными ходатайствами.

Он может опротестовывать выводы комиссии, приводить свои аргументы, опираясь при этом на статьи любых кодексов и ФЗ, которые только имеют отношения к вопросам налогообложения предпринимателей по результатам их экономической деятельности.

Самым неприятным видом проверки является выездной её тип. Она длится долгое время, а срок может быть и продлён. Всё это время предприниматель получает существенные затруднения в ведении дел.

К примеру, налоговые инспекторы могут начать инвентаризацию на его складах, а это потребовать временной приостановки работы — полной или частичной.

Таким образом за несколько месяцев проверка может привести к полному банкротству. Особенно в том случае, если выявленные нарушения, явные или мнимые, повлекут за собой введение каких-то ограничительных мер. Проверяемый налогоплательщик может обращаться за защитой к судебным инстанциям, но это порождает лишь растянутый во времени судебный процесс.

Выездная проверка проводится на основании положений ст. 89 НК РФ и может длиться два месяца. Этот срок может быть увеличен руководителем отделения ФНС до 6 месяцев.

Инспекторы начинают проверку с определенным планом, а в нём предварительно описаны нарушения, вменяемое налогоплательщику, а также примерные суммы недоимок.

Чаще всего проверкой является выявление того, что находится в этом плане. В служебной документации он именуется заключением.

Акт, который появляется в результате проведения проверки, содержит информацию о том, как сильно предварительное заключение соответствует действительности.

Рассмотрение материалов

В течение 10 дней с момента истечения срока, установленного ст. 100 НК РФ, руководитель должен принять взвешенное решение. Существует возможность однократного увеличения срока рассмотрения на один месяц. В момент приёма документов руководитель должен известить налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения полученных материалов.

С этого момента у того возникает право принять участие в рассмотрении. При этом отсутствие такового лица не рассматривается в качестве препятствия рассмотрения. Впрочем, руководитель может сформировать решение о том, что участие налогоплательщика или его представителя имеют обязательный характер.

На практике налоговики всегда нацелены на то, чтобы получить максимум с каждого субъекта экономической деятельности, по отношению к которым проводятся проверки. В результате таковых многие предприниматели банкротятся.

До начала рассмотрения материалов руководитель должен объявить лицо, которое будет рассматривать дело, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, и огласить решение о возможности рассмотрения без приглашённых для участия, если они не явились.

В его обязанность входит и проверка полномочия представителя налогоплательщика, если тот действует через него, разъяснить всем участникам их права и обязанности или вынести решение об отложении рассмотрения, если отсутствует лицо, присутствие которого руководитель считает необходимым.

В ходе рассмотрения может быть оглашен акт, другие материалы, а также письменные возражения налогоплательщика. По правилам рассматриваемой статьи, налогоплательщик может не предоставить письменных возражений, но право личного присутствия и заявления возражений в устной форме за ним всё равно сохраняется и в таком случае.

В ходе проведения процедуры рассмотрения возможно вынесение решения о том, что необходимо привлечь эксперта или специалиста.

Обязанности руководителя при рассмотрении материалов

Круг обязанностей руководителя относительно результатов проверок так же определён рассматриваемой статьёй. К ним относится установление нарушений законов о налогах и наличие в них состава правонарушения, основания для привлечения лица к ответственности. Выявляются и обстоятельства, способные исключить вину, смягчить её или отягчающие ответственность.

Вводит данная статья и правовой режим дополнительных мероприятий. Они могут быть связанными с потребностью в получении дополнительных доказательств факта нарушений или отсутствия таковых.

Начальник налоговиков обладает правом вынести решение о проведении в срок, не выходящий за пределы одного месяца, дополнительных мероприятий. При этом указываются срок и конкретная форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве таковых рассматривается истребование документов, проведение экспертизы, получение свидетельских показаний.

Главными же являются решения руководителя о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

Какие решения принимаются по результатам

Устанавливает анализируемая статья и требования к решениям, которые принимаются по результатам проверок. Если рассматриваемое лицо привлекается к ответственности, то должны быть изложенными обстоятельства совершенного им правонарушения, со ссылкой на документы, подтверждающие обстоятельства совершения правонарушения.

Добавляются и аргументы налогоплательщика, выдвигаемые им в свою защиту, и результаты проверки этих сведений и доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Указываются объём недоимки и соответствующих пеней, а также штраф, назначаемый лицу.

В случае принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения перечисляются обстоятельства, ставшие основанием для этого. Так же может быть указана недоимка и сумма соответствующих пеней.

Принятие обеспечительных мер

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе руководитель вправе принять обеспечительные меры. При необходимости они могут быть отменены в любой момент.

Вынесение решений по результатам проверок и позиция высшего суда

Пример применения положений статьи в ходе судебного решения споров можно найти в определении ВС РФ по делу № 307-КГ16-6928 от 7 июня 2016 г.

Из судебных актов становится ясно, что по результатам проверки общества инспекцией вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, доначислении налога на прибыль в размере 1 718 703 руб. и НДС в размере 1 546 833 руб.

, а так же начислении 732 521 руб. пеней и штрафные санкции за неуплату налога на прибыль в размере 343 740 руб.

Основанием послужил вывод о занижении базы в связи с фиктивным оформлением с взаимозависимой организацией сделки. Инспекция пришла к выводу о том, что общество умышленно продало товар по цене ниже рыночной.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение недействительным и исходили из того, что в нарушение требований п. 8 ст.

101 НК РФ решение инспекции не содержит обстоятельств и ссылок на доказательства, подтверждающие отклонение цены реализации товара по сделке.

Суд кассационной инстанции указал, что отделением ФНС в обоснование вывода о недобросовестности общества при совершении сделок представлены в деле все необходимые доказательства.

В высшем суде сочли, что суд округа правильно применил нормы материального права.

Судьи ВС оставили в силе его решение, а вместе с тем и решение отделения ФНС о том, что обнаруженные в ходе проверки нарушения подлежат такой суровой квалификации, а обществу надлежит выплатить большой налог и сверх того заплатить штраф.

Как видим, рассмотрение дела общества в его пользу судами начальных инстанций ему не помогло, поскольку государственная система нацелена на получение максимальной отдачи и стремится забирать с бизнеса столько, сколько сможет.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/vynesenie-resheniia-po-rezultatam-rassmotreniia-materialov-nalogovoi-proverki-v-svete-polojenii-st-101-nk-rf-5f6dc56807e34425cd129897

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки – НалогОбзор.Инфо

Вынесение решения по камеральной проверке

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ).

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение.

Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство.

Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.

4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки.

В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода.

Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.

3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст.

 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения).

В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г.

№ А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г.

№ А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_dolzhni_bit_oformleni_rezultati_kameralnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-294

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.